Ответы на часто задаваемые вопросы

Дыхательная гимнастика в детском саду: простые упражнения для малышей 2-7 лет

Для здоровья маленьких озорников в дошкольных учреждениях можно проводить следующие простые и интересные занятия. Повторят каждое упражнение можно по 4-6 раз.

  1. Воздушный шар

Это очень интересная зарядка. Малыш ложиться на спинку и ставит руки на животик. Он должен его сильно надуть как шарик, а потом полностью «спустить». Упражнение проводится медленно.

  1. Волна

Ребенок ложиться на спинку полностью выпрямив спину, руки и ноги. При вдохе он должен поднять ручки, плавно заводя их за голову и касаясь ладошками пола. Возвращаясь в исходное положение, малыш должен говорить «Вниз», плавно и медленно выдыхая воздух.

  1. Часики

Это упражнение выполняется стоя на ровных ногах с опущенными руками. Потом ребенок должен водить ручками, как стрелками часов – то вперед, то назад. При этом он говорит «Тик-так».

  1. Водолаз

Данная зарядка очень понравится деткам, которые любят плавать и нырять под воду. Ребенок должен сделать вдох, набрав полные легкие воздуха и задержать дыхание настолько долго, сколько сможет не дышать. Воспитатель может рассказывать, какие рыбки дети видят, куда они могут уплыть.

  1. Паровозик

Во время гимнастики ребенок должен ходить по кругу, как по рельсам. Он будет изображать паровозик, который едет с помощью движения ручек. В процессе езды он должен говорить «чух-чух». Затем необходимо остановиться и просигналить «Ту-ту».

  1. Вырасту большим

Детям будет очень интересно делать это упражнение, потому что все они хотят быстрее стать большими. Они стают прямо и поднимают руки в сторону, а затем вверх, потягиваясь как можно выше на носочках. При этом нужно сделать медленный вдох. А при выдохе ручки опускаются вниз.

Дыхание — это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды — несколько дней, то без воздуха — всего несколько минут. Приоритетность процесса дыхания для жизни делает способность в совершенстве владеть этим процессом едва ли не главной способностью человека творить чудеса со своим организмом, избавляться от болезней, становиться здоровым.

Это уже давно доказали индийские йоги, которые могут обходиться без дыхания значительно дольше, чем обычные люди. С помощью дыхания можно вводить организм в состояние возбуждения (как это делается в боевых искусствах Востока) и максимального расслабления (йоги способны вводить себя в состояние клинической смерти).

Существует много разновидностей дыхательной гимнастики. В настоящее время наиболее популярными являются: парадоксальное дыхание по А.Н. Стрельниковой, поверхностное дыхание по К.П. Бутейко, редкое и глубокое дыхание по системе йогов, метод Фролова (тренажер Фролова). Строго говоря, дыхательная гимнастика, разработанная А.Н.

Стрельниковой, таковой не является, скорее, это обычная гимнастика, состоящая из многократно повторяемых физических упражнений, сопровождаемых неправильным дыханием, дыханием наоборот — парадоксальным. И лечебный эффект здесь достигается скорее не благодаря неправильному, шумовому, прерывистому дыханию, а благодаря многочисленным,порой доходящим до нескольких сот движениям.

Предлагаем ознакомиться  Красное лицо у женщины: причины

Я сравнила бы такой вариант дыхания с неправильным сном. Т.е. если ночью человек бодрствует, а днем спит, такую жизнь вряд ли можно назвать нормальной. Уверена, если парадоксальное дыхание начнут выполнять люди, страдающие гипертонической болезнью 2 и 3 стадии, больные с вертебробазилярной недостаточностью, с аневризмой аорты и другими серьезными заболеваниями, то от такой гимнастики можно ожидать плачевных результатов.

А лечебный эффект, который порой достигается с помощью гимнастики А.Н. Стрельниковой (многочисленными физическими и дыхательными упражнениями), можно достичь другими способами всего за несколько минут (кстати, в состоянии покоя). Считаю, если и применять методику А.Н. Стрельниковой, то для очень ограниченного круга людей.

Практический опыт показывает, что эффективность лечения методом парадоксального дыхания достигает лишь 60-65 %. В связи с этим, если придерживаться заповеди «Лечи, но не вреди» (Гиппократ), то метод парадоксального дыхания А.Н. Стрельниковой из-за высокого процента отрицательных результатов нельзя применять в лечебной практике.

Наибольшие успехи были достигнуты лечении пациентов с заболеваниями функционального характера органов дыхания, ССС, желудочно-кишечного тракта. С наименьшей эффективностью заканчивали курс больные с изменениями органического характера (атеросклероз, моче и желчно-каменная болезни, деформирующий остеоартроз, остеоходроз позвоночника и др.).

Главная сложность применения метода Бутейко заключается в том, что больные люди вынуждены проявлять максимум волевых усилий для достижения положительного результата, а это далеко не всем по силам.

Есть у метода ВЛГД и отрицательные стороны. Практика показывает, что при длительных (полгода и более) занятиях поверхностным дыханием постепенно начинают снижаться функциональные способности легких почти по всем спирометрическим показателям. Для сравнения могу привести ходьбу короткими шашками, которая через полгода — год приведет к атрофии мышц ног и человек уже не сможет выполнять обычную ходьбу широкими шагами.

Считаю, что метод ВЛГД можно применять при гиперфункции органов дыхания и в стадии обострения заболеваний тех органов и систем, имеющих гладкую мускулатуру, воздействуя на нее накоплением СО2 в крови и в легких — это ССС, желудочно-кишечный тракт, желчи и мочевыводящие протоки, т.е. при таких состояниях, как насморк, ринит, гайморит, фронтит, синусит, фарингит, ларингит, бронхит, пневмония, стенокардия, мигрень, связанная со спазмами сосудов, желудочно-кишечные колики, повышенное артериальное давление и др.

Методом поверхностного дыхания можно воспользоваться, когда вы находитесь в запыленном или загазованном местах, в душном помещении.

Ведь при глубоком дыхании пыль оседает в бронхах или даже в легких.

Выводить ее из организма уже сложно. Дыхательный аппарат, по сути, выполняет функцию пылесоса, т.е. человек вдыхает загрязненный воздух, а выдыхает его чистым, оставляя в бронхиолах или альвеолах легких грязь, выводить которую очень сложно. Этот же механизм срабатывает и при ОРЗ.

Первоначально инфекция находится в носоглотке, но в результате глубокого дыхания опускается в трахею, бронхи, легкие. В данном случае от глубины дыхания во многом зависит, получит ли человек трахеит, бронхит или пневмонию. Поэтому при появлении ОРЗ нужно срочно переходить на постоянное поверхностное дыхание.

Предлагаем ознакомиться  Лучшие рецепты для гладкой кожи на стопах и пяточках. Все виды пилинга ног в салоне и дома

Самой благоприятной нагрузкой на дыхательный аппарат человека, без всякого сомнения, является тысячелетиями проверенное дыхание по системе йогов — глубокое и редкое, без шума и, естественно, через нос. Йоги утверждают: кто редко дышит, тот долго живет. И еще: чтобы быть здоровым, человек должен выполнять от 40 до 60 глубоких дыхательных упражнений в сутки.

Теория йогов гласит: прана — космическая, жизненная энергия, идущая от Солнца, должна накапливаться в солнечном сплетении человека, попадая в наш организм через воздух с помощью глубокого дыхания. Многолетний практический врачебный опыт показывает, что эффективность лечения дыханием по системе йогов достигает 95-96%. Это исключительно высокий показатель.

Правильное дыхание — это дыхание через нос и без шума. К сожалению, многие полагают, что для дыхания предназначен и рот (хотя даже элементарное знание анатомии и физиологии человека позволяет утверждать, что нос является первым органом дыхательного аппарата, а рот — первым органом пищеварительного тракта).

В связи с этим, специалисты по дыханию говорят так: » Если человек дышит через рот, то его нужно кормить через нос». Вот такую ошибку допускают люди. Некоторые из нас вообще не задумываются над тем, как они дышат. Иные считают, что почти всегда дышат через нос, на самом деле чаще всего вдыхают воздух ртом.

Что в таком случае делать? Учиться правильно дышать! Да, да, учиться всю оставшуюся жизнь. Конечно, перестроиться в одночасье практически невозможно, тем более, что ни дома, ни в детском саду, ни в школе, ни в институте основам правильного дыхания не обучают.

Итак, носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. Не случайно поэтому, скажем, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития. Наверняка, многие из вас обращали внимание на то, как выглядят умственно отсталые дети: рот у них всегда открыт, нижняя челюсть отвисает.

А чем же плохо дыхание с шумом. Шумовой эффект — показатель того, что дыхательный аппарат работает с перегрузкой, с напряжением. Как правило, это приводит к патологическим изменениям дыхательной системы, а затем — ССС и желудочно-кишечного тракта. Эту взаимосвязь подтверждают и исследования доктора К.П. Бутейко.

Кстати, подобная практика давно существует в клиниках высокоразвитых стран.

Рекомендуется с одной стороны, упрощенный, с другой — универсальный комплекс дыхательных упражнений, направленный на развитие поверхностного, глубокого, редкого дыхания, а также на развитие способности человека задерживать дыхание как на вдохе, так и на выдохе, как в состоянии покоя, так и при физической нагрузке.

Верхние отделы легких: 5 сек.- выдох, расслабляя мышцы грудной клетки: 5 сек. пауза, не дышим, находимся в максимальном расслаблении, 10 раз.

  • 3 упр. Полное дыхание. Диафрагмальное и грудное дыхание вместе. 7,5 сек.- вдох, начиная с диафрагмального и заканчивая грудным дыханием: 7,5 сек.- выдох, начиная с верхних отделов легких и заканчивая нижними отделами легких, т.е. диафрагмой: 5 сек. — пауза, 10 раз.
  • 4 упр. Точечный массаж точек носа на максимальной паузе, 1 раз.
  • 5 упр. Полное дыхание через правую, затем левую половины носа по 10 раз.
  • 6 упр. Втягивание живота.
  • 7,5 сек.- полный вдох: 7,5 сек.- максимальный выдох: 5 сек.- пауза, при этом, удерживая мышцы живота втянутыми, 10 раз.
  • 7 упр. Максимальная вентиляция легких (МВЛ).
Предлагаем ознакомиться  На веке глаза появилась шишка: причины, лечение

Выполняем быстрых, максимальных 12 вдохов и выдохов, т.е.2,5 сек.- вдох: 2,5 сек.- выдох в течении 1 мин. После МВЛ сразу выполняем максимальную паузу (МП) на выдохе, до предела. Выполняется МВЛ 1 раз.

  • 8 упр. Редкое дыхание. (по уровням) 1- 5 сек.- вдох: 5 сек.- выдох: 5 сек.- пауза, получается 4 дыхания в минуту. Выполнять в течении 1 мин., затем, не прекращая дыхания выполняем дальше другие уровни.
  • 2- 5сек.- вдох: 5 сек.- задержка дыхания на вдохе: 5 сек. — выдох: 5 сек. — пауза, получается 3 дыхания в минуту. Выполнять 2 мин. 3-7,5 сек. — вдох: 7,5 сек. — задержка: 7,5 сек. — выдох: 5 сек.- пауза, получается 2 дыхания в минуту. Выполнять 3 минуты. 4- 10 сек.- вдох: 10 сек.- задержка: 10 сек.- выдох: 10 сек.- пауза, получается 1,5 дыхания в минуту. Выполнять 4 минуты. И так далее, кто сколько выдержит. Норма — довести до 1 дыхания в минуту.
  • 9 упр. Двойная задержка дыхания.

Сначала выполняется МП на выдохе, затем максимальная задержка (МЗ) на вдохе. 1 раз.

  • 10 упр. МП сидя 3-10 раз: МП в ходьбе на месте 3-10 раз: МП в беге на месте 3-10 раз: МП в приседании 3-10 раз.
  • 11 упр. Поверхностное дыхание.

Сидя в удобном положении для максимального расслабления выполняем грудное дыхание. Постепенно уменьшаем объем вдоха и выдоха доведя его до невидимого дыхания или дыхания на уровне носоглотки. Во время такого дыхания будет появляться сначала легкая нехватка воздуха, затем средняя или даже сильная, подтверждая о том, что упр. выполняется правильно.

Находиться на поверхностном дыхании от 3 до 10 мин.

Все упражнения выполняются обязательно с дыханием через нос и без шума. Перед выполнением комплекса и после него выполняются контрольные измерения: МП — максимальная пауза, пульс, В норме для взрослых людей МП на удовлетворительно — 30 сек., на хорошо — 60 сек., на отлично — 90 сек.

Пульс на удовлетворительно — 70 уд/мин., на хорошо — 60 уд/мин. на отлично — 50 уд/мин. Для детей среднего и старшего школьного возрастов МП в норме на 1/3 меньше, пульс на 10 уд/мин. больше. Для детей дошкольного и младшего школьного возрастов МП на 2/3 меньше, пульс на 20 уд/мин. больше.

Выполнять комплекс упражнений желательно на голодный желудок.

Оцените статью
Красивое лицо
Adblock detector